02 марта, 2016

Международный День "шведской" спички – 2 марта



Сегодня отмечается Международный день спички. Почему я решила написать об этом празднике в своем шведском блоге? Все очень просто. Помните, в статье про шведские изобретения я писала о том, что первые безопасные спички изобрели именно шведы. Так что этот день – самый шведский.

В истории достаточно долго существовало понятие «шведская спичка» благодаря братьям Лундстрем – химику и предпринимателю. Соответственно, химик, Юхан Лундстрем, как раз и изобрел безопасные спички, которые дошли до наших дней почти без изменений, он же и запатентовал свое изобретение, а вот Карл Франс Лундстрем, предприниматель, помог брату открыть спичечную фабрику в Йонщёпинге в 1844 году. Далее в 1855 году спички произвели фурор на Парижской выставке и получили золотую медаль.


В Йонщёпинге, кстати, есть Музей спички.

Несколько ретро упаковок со шведскими спичками


В то время спички были очень дорогим удовольствием и были доступны только зажиточным слоям населения, в том числе и в России. У Антона Павловича Чехова есть сатирический рассказ, который так и называется «Шведская спичка», содержание произведения я пересказывать не буду, но суть в том, что расследуется дело об убийстве помещика. Далее привожу цитаты из рассказа:

«По осмотре и снятии плана местности следствие отправилось к управляющему писать протокол и завтракать. За завтраком разговорились.
— Часы, деньги и прочее… всё цело, — начал разговор Чубиков. — Как дважды два четыре, убийство совершено не с корыстными целями.
— Совершено человеком интеллигентным, — вставил Дюковский.
— Из чего же это вы заключаете?
— К моим услугам шведская спичка, употребления которой еще не знают здешние крестьяне. Употребляют этакие спички только помещики, и то не все...»

«Во время борьбы потухла свеча. Женщина вынула из кармана коробку со шведскими спичками и зажгла свечу...»

«— Но, однако, меня ужасно мучит шведская спичка! Не могу долее терпеть! Прощайте! Еду...»

«Поехал я в Кляузовку и давай вокруг нее описывать спираль. Посетил я на пути все лавочки, кабачки, погребки, спрашивая всюду шведские спички. Всюду мне говорили «нет». Колесил я до сей поры. Двадцать раз я терял надежду и столько же раз получал ее обратно. Валандался целый день и только час тому назад набрел на искомое. За три версты отсюда. Подают мне пачку из десяти коробочек. Одной коробки нет как нет… Сейчас: «Кто купил эту коробку?» Такая-то…»

В общем, шведская спичка-таки помогла раскрыть «преступление»)))

Сегодня почти 90% спичек в Швеции продается под брендом Solstickan. Это – название фонда, основанного в 1936 году, основной миссией которого является поддержка детей и пожилых людей, в том числе гранты на обучение студентов, проекты по оздоровлению детей и прочее. Фонд считается одним из самых успешных в мире.



Под брендом Solstickan теперь выпускаются не только спички, но и прочие хозяйственные мелочи – подносы, полотенца, баночки для сыпучих продуктов и т.п.



Все фото взяты из Интернета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.